ГЛАВНАЯ ПРОГРАММЫ ПРАЙС-ЛИСТ ДОГОВОРЫ КНИГА ОТЗЫВОВ КОНТАКТЫ
  
Об организации
Регистрация
Депонирование
Информационные ресурсы
Справочники
Издательство "ОФЭРНиО"
Аудитория портала
Реклама
Архив новостей
Рейтинг
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика


Старые новости : Интернет-конференция «Психологические практики в российском образовании»
Написал Гость в 23/03/2007 10:14:07 (1628 прочтений)

Во ознаменование 90-летия со дня рождения выдающегося специалиста в области возрастной и педагогической психологии Вадима Андреевича Крутецкого прошла Интернет-конференция «Психологические практики в российском образовании», в которой приняли участие около 150 участников из различных регионов РФ (Башкирия, Дагестан, Калмыкия, Центральная Россия и др.) и Беларуси.

В декабре 2007 года исполняется 90 лет со дня рождения Вадима Андреевича Крутецкого - выдающегося психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии. В память всемирно известного ученого, учителя, наставника и замечательного человека, 50 лет жизни которого были отданы плодотворной научной и педагогической деятельности. Министерство образования и науки Российской Федерации, Армавирский государственный педагогический университет, Армавирский социально-психологический институт и Северо-Кавказский социальный институт 25.01 - 25.02.2007г. организовали проведение Интернет-конференции «Психологические практики в российском образовании». В конференции приняли участие около 150 участников из различных регионов РФ (Башкирия, Дагестан, Калмыкия, Центральная Россия и д.р.) и Беларуси.
В качестве основных были выбраны 4 направления форума:
1. Практический потенциал идей В.А. Крутецкого в современной психологии.
(Руководитель форума Сластенин Виталий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заведующий кафедрой педагогики высшей школы МПГУ, академик МАНПО).
1.1. Творческое наследие В.А. Крутецкого и его роль в развитии современной психологии.
1.2. О работах В.А. Крутецкого и их месте в современной психологии.
1.3. В.А. Крутецкий - человек, ученый, гражданин.
1.4. Психологи - наши учителя: контекстное взаимодействие (воспоминания коллег, учеников и членов семьи, архивные материалы)
2. Педагогическая психология России: история и современность. (Руководитель форума Регуш Людмила Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и образования РГПУ им. А.И.Герцена, (Санкт-Петербург), заслуженный работник высшей школы, председатель Диссертационного совета).
2.1. Развитие парадигмы личностноразвивающего образования в педагогической психологии.
2.2. Стратегия подготовки и повышение психологической компетентности учителей.
2.3. Развитие, обучение и воспитание личности: интеграция теории и практики.
2.4. Психология педагогических способностей.
3. Психологические практики в российском образовании и их гуманистический потенциал.
(Руководитель форума Шиянов Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования, ректор Северо-Кавказского социального института).
3.1. Реализация гуманистических идей в психологической практике.
3.2. Психологическое сопровождение личностного и профессионального развития студентов и выпускников вузов.
3.3. Психологические практики образования в условиях региональной системы специализации и воспитания личности.
3.4. Эффективность психологической практики: критерии и результаты оценки.
4. Проблема преподавания психологии в школе и в вузе: опыт профессиональной рефлексии.
(Руководитель форума Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской академии образования).
4.1. Теоретико-методологические основания преподавания предмета «Психология».
4.2. Психология как учебный предмет в образовательных учреждениях различного типа и вида.
4.3. Методологическое обеспечение учебного предмета «Психология» в различных учреждениях образования.
4.4. Личность преподавателя в школе.
Современная психология не смогла оставить без внимания творческое наследие В.А. Крутецкого и его роль в развитии современной психологии, о чем говорится в статье доктора психологических наук, профессора А.А. Мелик-Пашаева (г. Москва) «Развитие идей Б.М.Теплова и В.А. Крутецкого в исследованиях психологии художественного творчества». В докладе доктора психологических наук, профессора В.А. Сластенина (г. Москва) «В.А. Крутецкий - человек, ученый, гражданин» творческий путь В.А. Крутецкого определяется как «пример жизни современного ученого, беспрецедентный акт самоотдачи идее, науке, людям». Автор отмечает такие работы В.А. Крутецкого, как «Психология подростка», «Очерки психологии старшего школьника», «Воспитание дисциплинированности подростков», «Основы педагогической психологии», «Психология обучения и воспитания школьников». Особенно выделяется работа «Психология математических способностей школьников», удостоенная первой премии АН СССР. В.А. Сластенин акцентирует особую индивидуальную черту В.А. Крутецкого - потребность «быть Личностью, т .е. воздействовать на мысли и чувства другого человека, перестраивать его сознание, быть продолженным, персонализированным в других людях». Ученики В.А. Крутецкого: доктор психологических наук, профессор Дубровина Ирина Владимировна (г. Москва), доктор психологических наук, профессор Мелик-Пашаев А.А. (г. Москва), доктор психологических наук, профессор Недбаева С.В. (г.Армавир), кандидат психологических наук Абдарасулова В.П. (Туркмения), кандидат психологических наук Шемятовец Н.П. (г. Москва),кандидат психологических наук Памокас Р.И. (Литва), кандидат психологических наук Адокин И.Г. (Украина), кандидат психологических наук Сартан Г.М. (г. Москва), кандидат психологических наук Корнилова Л.А. (г. Краснодар), кандидат психологических наук Калинова О.В. (г. Москва), кандидат психологических наук Балбасова Е.Г. (г. Москва), сотрудники лаборатории способностей, которую возглавлял Вадим Андреевич, Овчинникова Т. Н. (г. Москва) и Начевник И. Н. (г. Москва) приняли активное участие в подготовке и проведении Интернет-конференции.
Наибольший интерес у участников вызвало направление, посвященное проблемам подготовки учителя, преподавания психологии в образовательных учреждениях различного типа и вида.
Развитие практической психологии образования актуализировало потребность в изучении психологии как целостной науки. С этой целью 31 января на базе Центра социально-психологической помощи населению (г. Армавир) прошел научно-практический семинар «Проблема преподавания психологии в школе и в вузе: опыт профессиональной рефлексии», на который были приглашены руководители образовательных учреждений, преподаватели вузов, учителя школ, практические психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, аспиранты, студенты. Их ознакомили с новыми административно-правовыми документами, практическими материалами для преподавателей психологии, программами повышения квалификации, материалами конкурса школьных учебных программ и методологических материалов по основным разделам психологии. Основная задача семинара - поддержать идею введения «Психологии» как учебного предмета в образовательных учреждениях различного типа и вида, предупредить возможные ошибки, связанные с осуществлением этого процесса, создать условия «выращивания» преподавателя психологии.
В связи с тем, что много работ было представлено не только на Интернет-конференцию, но и в виде обобщения собственного опыта работы, авторских технологий-презентаций, была организована постерная секция в форме конкурса вузовских и учебных программ, глав учебников и методологических материалов к ним по основным психологическим дисциплинам. В конкурсе смогут принять участие психологи различных образовательных учреждений и студенты старших курсов по дисциплинам: общая психология, история психологии, возрастная психология, педагогическая психология, психодиагностика, психология личности. Лучшие учебные программы и методические материалы будут опубликованы. Троих победителей конкурса ждут премии в размере от 20 000 до 3 000 рублей каждый. (Приложение 1)
Традиционным для педагогической психологии является интерес к психологии учителя. Эта тема широко представлена на конференции. Следует отметить работы доктора психологических наук Н.А. Подымова (г. Москва) «Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: виды и факторы их возникновения», кандидата психологических наук Г.Н. Сартан (г. Москва) «Виды тренингов и методология их создания». Изучение психологии не всегда входило в учебные программы педагогических вузов. Но со временем необходимость психологической подготовки стала очевидной. В статье Л.В. Лидак «Формирование психологического мировоззрения учителя на рубеже 19-20 вв.» показывается путь развития психологии как самостоятельной учебной дисциплины и определяется ее место в процессе подготовки современного учителя как обоснованное и закономерное.
В современный период возникла потребность в осмыслении психологической практики. Психологическая практика понимается как «социокультурная организованность знания, мышления и деятельности», как совокупность человеческого опыта, касающегося некоторой типовой деятельности, появившейся в конкретное историческое время и в определенном культурном контексте, как реакция на ту или иную экзистенциальную ситуацию, как некоторая целостность, включающая в себя и технику, и теорию. Проблемам психологической практики посвящены работы Е.А. Шиловой (г. Москва) «Инновационные обучающие технологии в высшей школе», Н.В. Ванюхиной (г. Казань) «Организация педагогической практики студентов психологического факультета», Е.В. Забневой (г. Астрахань) «Формирование ценностного отношения к семье у подростков на примере целевой программы «Мир моей семьи», доктора психологических наук Г.Н. Сартан (г. Москва) «Виды тренингов и методология их создания», доктора психологических наук С.В. Недбаевой (г.Армавир) «Психологические практики российского образования»,необходимость введения данной практики обусловливается реформированием всей системы образования и общественным запросом на его гуманизацию и развитие, а также «запросом на психотерапевтическую функцию, появившимся в ситуации неопределенности», определена ценность психологической практики, дающей возможность целостного видения человека.
Актуальными остаются вопросы развития, обучения и воспитания личности. Доктор психологических наук, профессор Э.Д. Телегина (г. Москва) в статье «Воспитание творческой личности в современных социальных условиях» пишет, что «Проблема развития творческого мышления и творческой личности относится к числу традиционных и наиболее значительных проблем психологии». Но инициативность, способность к самостоятельному целеобразованию, анализу и планированию не могут обеспечить реализацию творческого потенциала личности, если они не будут развиваться в гармонии с нравственной и духовной стороной человека. Признание ведущей роли духовного, нравственного начала в становлении, формировании и реализации творческого потенциала личности определяет новый подход к пониманию сущности образования и соотношения в нем процессов обучения и воспитания человека «как носителя нравственности». Этому посвящена статья доктора психологических наук, профессора Л.Н.Кулешовой (г. Москва) «Становление основ отечественного психологического воспитания», в которой автор рассматривает воспитание «как императив выживаемости человечества, социальное производство человека с высокой ответственностью перед Целым: Биосферой, Землей, как процесс формирования планетарной ответственности на основе преодоления конфронтации между людьми» и в качестве приоритетов воспитания ставит гуманистические идеи. Интересны работы доктора психологических наук В.П. Озерова (г. Ставрополь) «Традиции и перспективы развития психологии способностей», Е.М.Никиреева (г. Москва) «Направленность личности: диагностика и развитие», А.М.Ахмедханов (Дагестан) «Направленность личности, диагностика и коррекция развития», кандидата педагогических наук Б.К. Секенова (Калмыкия), практического психолога А.Г. Шамшурина (Белоруссия) и др.
Наиболее интересные работы будут размещены в юбилейном учебном издании «Педагогическая психология: интеграция теории и практики». Книга будет состоять из двух разделов. Основы педагогической психологии (1 раздел), он будет включать переизданную книгу Вадима Андреевича Крутецкого «Основы педагогической психологии» с небольшими сокращениями, купюрами, которые отмечены отточиями. Это материал – не публиковавшийся ранее из личных дневников Вадима Андреевича Крутецкого, предоставленных его дочерью Еленой Вадимовной – «Аленка, Костя и Олег как они есть».
Во второй раздел «Психология – образовательной практике» будут включены темы:
• психология способностей;
• психология развивающейся личности;
• психология учителя;
• психологическая практика образования;
• психология воспитания и другие.
Заключительное мероприятие - Международная конференция «Психологические практики в российском образовании» с мемориальным заседанием памяти В.А. Крутецкого - состоится 4-5 октября 2007 года по адресу: г. Армавир, ул. Р. Люксембург 159.
Основные направления работы конференции:
1. Практический потенциал идей В.А. Крутецкого в современной психологии
• Творческое наследие В.А. Крутецкого и его роль в развитии современной психологии
• О работах В.А. Крутецкого и их месте в современной психологии
• В.А. Крутецкий - человек, ученый, гражданин
• Психологи – наши учителя: контекстное взаимодействие (воспоминания коллег, учеников и членов семьи, архивные материалы)
2. Педагогическая психология России: история и современность
• Развитие парадигмы личностноразвивающего образования в педагогической психологии
• Стратегия подготовки и повышение психологической компетентности учителей
• Развитие, обучение и воспитание личности: интеграция теории и практики
• Преподавание психологии в школе и вузе: опыт научной рефлексии
3. Психологические практики в российском образовании и их гуманистический потенциал
• Реализация гуманистических идей в психологической практике
• Психологическое сопровождение личностного и профессионального развития студентов и выпускников вузов
• Психологические практики образования в условиях региональной системы специализации и воспитания личности
• Эффективность психологической практики: критерии и результаты оценки
4. Проблема преподавания психологии в школе и в вузе: опыт профессиональной рефлексии.
• Теоретико-методологические основания преподавания предмета «Психология».
• Психология как учебный предмет в образовательных учреждениях различного типа и вида.
• Методологическое обеспечение учебного предмета «Психология» в различных учреждениях образования.
• Личность преподавателя в школе.
Требования к материалам. Статьи в объеме до 8 компьютерных страниц формата А4 принимаются в Оргкомитет в печатном варианте и на дискете в виде файла, набранного с использованием редактора WORD 97, WORD 2000 или WORD ХР, шрифт – Time New Roman; кегль (размер шрифта) – 14; межстрочный интервал – 1,5; отступ – 1,25 см; выравнивание абзаца по ширине; автоматическая расстановка переносов; ширина полей – 2 см; в правом верхнем углу – ФИО и город); оплата – 100 руб. за 1 страницу. Неполная страница оплачивается как целая. Каждая дискета должна содержать только один доклад или тезисы.

Справки по телефону 8(86137) 3-35-08
Волобуева Галина Михайловна

Приложение 1
АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АРМАВИРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Внимание: конкурс!
Объявляется открытый конкурс вузовских и учебных программ, глав учебников и методических материалов к ним по основным психологическим дисциплинам.
Цель конкурса:
 стимулировать профессиональный и творческий потенциал вузовских и школьных преподавателей психологии;
 способствовать использованию результатов научного и практического опыта;
 преподавательской деятельности.
В конкурсе могут принять участие работающие психологи различных
образовательных учреждений и студенты-психологи старших курсов по следующим
дисциплинам: общая психология; история психологии; возрастная психология
педагогическая психология; психодиагностика; психология личности.
Лучшие из всех поступивших на конкурс учебные программы и методически материалы будут опубликованы, 3 человек-победителей конкурса будут награждены премией в размере от3 000 до 20 000 рублей каждый.
Требования к оформлению печатных работ: поля: верхнее, нижнее, правое - 2см, левое-3 см, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал полуторный, абзацный отступ – 1,2 см, название указывается на первой строке большими буквами, затем на следующей строке по центру: фамилия, имя, отчество, научное звание, степень. В конце материале указываются данные об авторе, фамилия и инициалы, адрес, контактный телефон.
Конкурсные материалы объемом до 30 стр. и на дискете следует направлять в оргкомитет до 10.04.07г. по адресу: г. Армавир, ул.Кирова,50. Телефон: 8(85137)3-35-08 (Волобуева Галина Михайловна)

Версия для печати Отправить эту статью другу



ИПС им. А.К. Айламазяна РАН
ОФЭРНиО
  • fipФГБУН ИПС им. А.К. Айламазяна, ОФЭРНиО, Федеральная инновационная площадка
  • nadpis_ips_130_green_fon
  • ОФЭРНиО OFERNIOФГБУН ИПС им. А.К. Айламазяна, ОФЭРНиО, Федеральная инновационная площадка
  • ОФЭРНиОФГБУН ИПС им. А.К. Айламазяна, ОФЭРНиО



Copyright © 2017 by ОФЭРНиО  | gRIASoft 2006-2023 Игорь А.Гришан, PSI RAS, OFERNIO  |