20 декабря 10-00 (мск.) состоится Координационное совещание ОФЭРНиО

Дата 16/12/2011 9:07:42 | Раздел: Координация работы ОФЭРНиО

20 декабря с.г. в 10-00 (по московскому времени) состоится Координационное совещание отделений ОФЭРНиО в виде форума. В рамках подготовки к совещанию публикуем Постановление Президиума РАО от 23.11.2011.
К Проекту Программы научных исследований
Российской академии образования на период с 2013-2020 гг.
Наименование направления исследований:
Состояние и перспективы развития наук об образовании. Качество,
эффективность и результативность научной деятельности в педагогических,
психологических и смежных науках.
Научный руководитель - акад. РАО В.Е. Усанов
Координационный совет направления:
Дармодехин С.В., акад. РАО, директор Института семьи и воспитания РАО Иванова С.В., д.филос.н., директор Института теории и истории педагогики РАО Малофеев Н.Н., акад. РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО Маркарова Т.С., к.филол.н., директор Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Усанов В.Е., акад. РАО, директор Института научной и педагогической информации РАО
Преамбула
Развитие образования и науки в последние десятилетия меняет технологии научных исследований, процессы их планирования и стратегического прогнозирования. Организация полноценной научной деятельности в педагогике, психологии, смежных с ними науках становится невозможной без фактического отсутствия комплексной и систематизированной информационной среды, в которой была бы представлена научная информация о состоянии, уровне и содержании научных исследований в области наук об образовании, а также данные централизованного учета результатов научной деятельности в этой сфере. Текущее положение дел в этой области приводит к многократному дублированию тематики научных исследований, возникновению "закрытых" исследовательских сообществ, ориентирующихся в основном на достижения собственной научной школы и находящихся вне единого научно-информационного пространства, к трудностям в распространении новых экспериментальных и эмпирических данных, новых результатов научных исследований, актуализации научного наследия, поддержании полноценных научных связей, формировании географически распределенных научных коллективов, усилении эффективности исследований магистров, соискателей, аспирантов и докторантов и невозможности вовлечения их в "большие" научные проекты.
Скоординированное решение указанных проблем приведет к появлению механизмов обмена научной информацией, мониторинга состояния научных исследований в науках об образовании, возможности исключать тематическое и содержательное дублирование, повторное финансирование исследований и разработок подобной проблематики. Будут созданы условия для повышения качества самих исследований, публикаций, содержащих их результаты, оживления инфраструктуры отраслевого научного информационного обмена, интеграции российских наук об образовании в международное научное сообщество через организацию научного обмена с зарубежными научно-информационными организациями.
Реализация работ в рамках данного направления приведет к реализации следующих конкретных задач:
-созданию теоретического сопровождения мониторинга и прогнозирования развития педагогики, психологии и смежных с ними наук;
-формированию научно-экспертного инструментария для оценки
результативности, эффективности и значимости результатов научной деятельности для практики;
-созданию баз данных по различным отраслям науки и обеспечение возможностей эффективного доступа и использования накопленной информации каждым научным работником;
-обеспечению информационного обмена между исследователями;
-расширению возможностей использования науковедческих и наукометрических инструментов в планировании исследований:
-созданию возможностей и инструментов для мониторинга развития научных исследований, оценок состояния научного потенциала и тенденций его развития, выявления закономерностей, перспективных направлений и "узких" мест в развитии науки.
Главным практическим результатом реализации направления должно стать создание единого мониторингового комплекса, представляющего собой единство программно-технических и экспертных средств учета результатов научной деятельности и оценки развития педагогики, психологии и смежных с ними наук. В рамках направления впервые ставятся задачи разработки результатов научной деятельности, способных к право вой охране в качестве баз данных и программ для ЭВМ.
Проект 1. Теоретические и науковедческие основы анализа состояния и развития наук об образовании, качества, эффективности и результативности научной деятельности в педагогике, психологии и смежных с ними науках.
Задачи проекта:
-разработка теоретических основ прогнозирования и планирования развития исследований в области психологии, педагогики и смежных с ними наук;
-разработка методик формирования и интеграции баз данных в области наук об образовании;
-обоснование системы показателей и порядка, по которым должен про водиться централизованный учет полученных научных результатов и оценка состояния и развития наук об образовании, а также технологий его проведения; -формирование методик прогнозирования, планирования, оценки уровня развития и результативности наук об образовании;
-разработка и обоснование требований к содержанию, представлению, доступности и актуализации научной информации;
-проведение исследований в целях разработки и развития рубрикаторов и тезаурусов в сфере педагогики, психологии и смежных наук.
В результате реализации проекта должны быть созданы:
l)Методика планирования исследований в области наук об образовании;
2)Методика формирования и интеграции баз данных в области наук об образовании;
3)Перечень показателей учета результатов научной деятельности в сфере наук об образовании;
4)Модельная методика сбора и анализа информации о результатах научной деятельности в сфере образования;
5)Методика оценки уровня развития и результативности научных исследований в сфере психологии, педагогики и смежных с ними наук;
6)Типовая методика про гностического исследования о перспективах развития науки;
7)Отраслевые (ведомственные) требования (стандарт) "Научная информация по педагогике, психологии, возрастной физиологии, управлению образованием, экономике образования и образовательному законодательству: содержание, форматы данных, требования к оформлению";
8)Отраслевой тезаурус "Образование. Педагогика. Психология".
Проект 2. Выявление и анализ информационных массивов,
характеризующих состояние 11 развитие наук об образовании.
Задачи проекта:
-определение и систематическая актуализация перечня информационных массивов, характеризующих науки об образовании;
-выделение источников научной информации по педагогике психологии и смежных с ними отраслям научного знания, не имеющих электронной формы и подлежащих оцифровке; •
-создание и поддержка хранилищ классического наследия психологии, педагогики и смежных с ними наук;
-выявление и анализ неопубликованных массивов данных о состоянии и развитии наук об образовании; разработка процедур и технологий ввода неопубликованных данных в практику образования и научный оборот.
В результате реализации проекта должны быть созданы:
l) Каталог "Информационные ресурсы наук об образовании в России";
2)Справочник-путеводитель "Нецифровые архивы научной информации по образованию, педагогике и психологии";
3) База данных "Классическое наследие по образованию, педагогике и психологии";
4) Справочник-путеводитель "Неопубликованные массивы данных по образованию, педагогике и психологии";
5)Модельные рекомендации "Формирование и распространение баз данных неопубликованных источников научной информации по образованию, педагогике и психологии";
6)Открытые базы данных текущей научной информации по профилям деятельности научных учреждений Российской академии образования;
7)WеЬпортал-интегратор текущей научной информации Российской академии образования в целом.
Проект 3. Наукометрические технологии и показатели в планировании и координации научных Исследований.
Задачи проекта:
Мониторинг основных тенденций в развитии наук, определение малоисследуемых областей;
-сбор и анализ информации о состоянии и основных направлениях развития наук об образовании, организация и ведение соответствующих баз данных;
-построение систем экспертизы планирования и отчетности с использованием данных наукометрии;
-стандартизация процедур и методов работы с научной и наукометрической информацией на уровне отдельных учреждений.
В результате реализации проекта должны быть созданы:
l)Система показателей мониторинга основных тенденций в развитии наук об образовании;
2)Модельные рекомендации по экспертизе планирования и отчетности с применением наукометрическоro инструментария;
З)Ежегодный доклад об основных тенденциях в развитии наук об образовании;
4)Модельный проект локального акта научной организации "Процедуры и методы работы с научной и наукометрической информацией";
5)Методика выявления тематических пробелов и малоисследуемых областей в науках об образовании, педагогике и психологии;
6)Базы данных наукометрической информации по образованию, педагогике и психологии ("Персональные профили исследователей", "Профили научных организаций и научно-исследовательских подразделений вузов", "Инфраструктура научной деятельности").
Проект 4. Формирование инфраструктуры процессов развития наук об образовании и оценки результативности и эффективности.
Задачи nроекта:
-создание интегрированных научно-информационных систем в области наук об образовании с возможностью навигации в рамках существующих систем; -разработка и создание научно-информационных аналитических комплексов;
-совершенствование методов подготовки и распространения научной
информации по педагогике и психологии;
-внедрение автоматизированных технологий обработки, хранения, поиска и передачи информации;
-создание научно-информационной инфраструктуры для индивидуальных исследователей научно-исследовательских и образовательных организаций;
-создание условий для самопубликаций исследователей и практиков образования с сервисом защиты прав интеллектуальной собственности и выдачи регистрационных свидетельств, проводит депонирование неопубликованных научных и учебно-методических работ;
- создание новых информационных продуктов и услуг.
В результате реализации проекта должны быть созданы:
1) Интегрированная база данных "Научная информация по образованию, педагогике и психологии"
2) База данных "Дефектология и коррекционная педагогика"; 3)База данных "История образования и педагогики";
4)База данных "Обучение: философия, теория и практика"; 5)База данных "Воспитание детей";
6)База данных «Возрастная физиология»;
7)Вебсервис само публикации исследователей и практиков образования с функцией защиты прав интеллектуальной собственности и выдачи регистрационных свидетельств.







Эта статья взята с сайта www.ofernio.ru
https://ofernio.ru/portal

Адрес этой статьи:
https://ofernio.ru/portal/article.php?storyid=1900