20 декабря 10-00 (мск.) состоится Координационное совещание ОФЭРНиО
Дата 16/12/2011 9:07:42 | Раздел: Координация работы ОФЭРНиО
| 20 декабря с.г. в 10-00 (по московскому времени) состоится Координационное совещание отделений ОФЭРНиО в виде форума. В рамках подготовки к совещанию публикуем Постановление Президиума РАО от 23.11.2011. К Проекту Программы научных исследований Российской академии образования на период с 2013-2020 гг. Наименование направления исследований: Состояние и перспективы развития наук об образовании. Качество, эффективность и результативность научной деятельности в педагогических, психологических и смежных науках. Научный руководитель - акад. РАО В.Е. Усанов Координационный совет направления: Дармодехин С.В., акад. РАО, директор Института семьи и воспитания РАО Иванова С.В., д.филос.н., директор Института теории и истории педагогики РАО Малофеев Н.Н., акад. РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО Маркарова Т.С., к.филол.н., директор Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Усанов В.Е., акад. РАО, директор Института научной и педагогической информации РАО Преамбула Развитие образования и науки в последние десятилетия меняет технологии научных исследований, процессы их планирования и стратегического прогнозирования. Организация полноценной научной деятельности в педагогике, психологии, смежных с ними науках становится невозможной без фактического отсутствия комплексной и систематизированной информационной среды, в которой была бы представлена научная информация о состоянии, уровне и содержании научных исследований в области наук об образовании, а также данные централизованного учета результатов научной деятельности в этой сфере. Текущее положение дел в этой области приводит к многократному дублированию тематики научных исследований, возникновению "закрытых" исследовательских сообществ, ориентирующихся в основном на достижения собственной научной школы и находящихся вне единого научно-информационного пространства, к трудностям в распространении новых экспериментальных и эмпирических данных, новых результатов научных исследований, актуализации научного наследия, поддержании полноценных научных связей, формировании географически распределенных научных коллективов, усилении эффективности исследований магистров, соискателей, аспирантов и докторантов и невозможности вовлечения их в "большие" научные проекты. Скоординированное решение указанных проблем приведет к появлению механизмов обмена научной информацией, мониторинга состояния научных исследований в науках об образовании, возможности исключать тематическое и содержательное дублирование, повторное финансирование исследований и разработок подобной проблематики. Будут созданы условия для повышения качества самих исследований, публикаций, содержащих их результаты, оживления инфраструктуры отраслевого научного информационного обмена, интеграции российских наук об образовании в международное научное сообщество через организацию научного обмена с зарубежными научно-информационными организациями. Реализация работ в рамках данного направления приведет к реализации следующих конкретных задач: -созданию теоретического сопровождения мониторинга и прогнозирования развития педагогики, психологии и смежных с ними наук; -формированию научно-экспертного инструментария для оценки результативности, эффективности и значимости результатов научной деятельности для практики; -созданию баз данных по различным отраслям науки и обеспечение возможностей эффективного доступа и использования накопленной информации каждым научным работником; -обеспечению информационного обмена между исследователями; -расширению возможностей использования науковедческих и наукометрических инструментов в планировании исследований: -созданию возможностей и инструментов для мониторинга развития научных исследований, оценок состояния научного потенциала и тенденций его развития, выявления закономерностей, перспективных направлений и "узких" мест в развитии науки. Главным практическим результатом реализации направления должно стать создание единого мониторингового комплекса, представляющего собой единство программно-технических и экспертных средств учета результатов научной деятельности и оценки развития педагогики, психологии и смежных с ними наук. В рамках направления впервые ставятся задачи разработки результатов научной деятельности, способных к право вой охране в качестве баз данных и программ для ЭВМ. Проект 1. Теоретические и науковедческие основы анализа состояния и развития наук об образовании, качества, эффективности и результативности научной деятельности в педагогике, психологии и смежных с ними науках. Задачи проекта: -разработка теоретических основ прогнозирования и планирования развития исследований в области психологии, педагогики и смежных с ними наук; -разработка методик формирования и интеграции баз данных в области наук об образовании; -обоснование системы показателей и порядка, по которым должен про водиться централизованный учет полученных научных результатов и оценка состояния и развития наук об образовании, а также технологий его проведения; -формирование методик прогнозирования, планирования, оценки уровня развития и результативности наук об образовании; -разработка и обоснование требований к содержанию, представлению, доступности и актуализации научной информации; -проведение исследований в целях разработки и развития рубрикаторов и тезаурусов в сфере педагогики, психологии и смежных наук. В результате реализации проекта должны быть созданы: l)Методика планирования исследований в области наук об образовании; 2)Методика формирования и интеграции баз данных в области наук об образовании; 3)Перечень показателей учета результатов научной деятельности в сфере наук об образовании; 4)Модельная методика сбора и анализа информации о результатах научной деятельности в сфере образования; 5)Методика оценки уровня развития и результативности научных исследований в сфере психологии, педагогики и смежных с ними наук; 6)Типовая методика про гностического исследования о перспективах развития науки; 7)Отраслевые (ведомственные) требования (стандарт) "Научная информация по педагогике, психологии, возрастной физиологии, управлению образованием, экономике образования и образовательному законодательству: содержание, форматы данных, требования к оформлению"; 8)Отраслевой тезаурус "Образование. Педагогика. Психология". Проект 2. Выявление и анализ информационных массивов, характеризующих состояние 11 развитие наук об образовании. Задачи проекта: -определение и систематическая актуализация перечня информационных массивов, характеризующих науки об образовании; -выделение источников научной информации по педагогике психологии и смежных с ними отраслям научного знания, не имеющих электронной формы и подлежащих оцифровке; • -создание и поддержка хранилищ классического наследия психологии, педагогики и смежных с ними наук; -выявление и анализ неопубликованных массивов данных о состоянии и развитии наук об образовании; разработка процедур и технологий ввода неопубликованных данных в практику образования и научный оборот. В результате реализации проекта должны быть созданы: l) Каталог "Информационные ресурсы наук об образовании в России"; 2)Справочник-путеводитель "Нецифровые архивы научной информации по образованию, педагогике и психологии"; 3) База данных "Классическое наследие по образованию, педагогике и психологии"; 4) Справочник-путеводитель "Неопубликованные массивы данных по образованию, педагогике и психологии"; 5)Модельные рекомендации "Формирование и распространение баз данных неопубликованных источников научной информации по образованию, педагогике и психологии"; 6)Открытые базы данных текущей научной информации по профилям деятельности научных учреждений Российской академии образования; 7)WеЬпортал-интегратор текущей научной информации Российской академии образования в целом. Проект 3. Наукометрические технологии и показатели в планировании и координации научных Исследований. Задачи проекта: Мониторинг основных тенденций в развитии наук, определение малоисследуемых областей; -сбор и анализ информации о состоянии и основных направлениях развития наук об образовании, организация и ведение соответствующих баз данных; -построение систем экспертизы планирования и отчетности с использованием данных наукометрии; -стандартизация процедур и методов работы с научной и наукометрической информацией на уровне отдельных учреждений. В результате реализации проекта должны быть созданы: l)Система показателей мониторинга основных тенденций в развитии наук об образовании; 2)Модельные рекомендации по экспертизе планирования и отчетности с применением наукометрическоro инструментария; З)Ежегодный доклад об основных тенденциях в развитии наук об образовании; 4)Модельный проект локального акта научной организации "Процедуры и методы работы с научной и наукометрической информацией"; 5)Методика выявления тематических пробелов и малоисследуемых областей в науках об образовании, педагогике и психологии; 6)Базы данных наукометрической информации по образованию, педагогике и психологии ("Персональные профили исследователей", "Профили научных организаций и научно-исследовательских подразделений вузов", "Инфраструктура научной деятельности"). Проект 4. Формирование инфраструктуры процессов развития наук об образовании и оценки результативности и эффективности. Задачи nроекта: -создание интегрированных научно-информационных систем в области наук об образовании с возможностью навигации в рамках существующих систем; -разработка и создание научно-информационных аналитических комплексов; -совершенствование методов подготовки и распространения научной информации по педагогике и психологии; -внедрение автоматизированных технологий обработки, хранения, поиска и передачи информации; -создание научно-информационной инфраструктуры для индивидуальных исследователей научно-исследовательских и образовательных организаций; -создание условий для самопубликаций исследователей и практиков образования с сервисом защиты прав интеллектуальной собственности и выдачи регистрационных свидетельств, проводит депонирование неопубликованных научных и учебно-методических работ; - создание новых информационных продуктов и услуг. В результате реализации проекта должны быть созданы: 1) Интегрированная база данных "Научная информация по образованию, педагогике и психологии" 2) База данных "Дефектология и коррекционная педагогика"; 3)База данных "История образования и педагогики"; 4)База данных "Обучение: философия, теория и практика"; 5)База данных "Воспитание детей"; 6)База данных «Возрастная физиология»; 7)Вебсервис само публикации исследователей и практиков образования с функцией защиты прав интеллектуальной собственности и выдачи регистрационных свидетельств.
|
|