ЦЕНТР
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФГБНУ «ИУО РАО»
Центр информатизации образования является научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования».
Центр включает две лаборатории:
- Лаборатория психолого-педагогического и учебно-методического обеспечения развития информатизации образования.
- Лаборатория теории и методики подготовки кадров информатизации образования.
Центр информатизации образования является правоприемником ФГБНУ «Институт информатизации образования» Российской академии образования, созданного в Российской академии образования в 1996 году на базе одного из первых двух научных коллективов, организованных для решения проблем информатизации образования в 1984 г. в АПН СССР, в соответствии с Постановлением Совмина СССР (№ 313 «О компьютеризации школы»).
Ирэна Веньяминовна Роберт – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, дважды Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Является разработчиком теоретических основ и научно-методического обеспечения нового научного направления и специальности ВАК РФ «Теория и методика обучения информатизации образования». Осуществляет научное руководство исследованиями в этой области, координирует тематику научно-исследовательских работ учреждений РАО и российских профильных образовательных учреждений (педуниверситетов, педвузов, университетов технических вузов, сузов и др.), коллективы которых в научно-исследовательских лабораториях и на кафедрах занимаются проблемами информатизации образования и методикой преподавания информатики. С 2004 года является руководителем Органа по сертификации АПИКОН, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Является основоположником и руководителем научной школы «Информатизация образования». Результатами исследовательской и научно-методической деятельности являются более 260 научных публикаций (в том числе за рубежом – в Великобритании, Венгрии, Республике Куба, Югославии, Австралии) в области методологии и теории разработки и применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общем среднем и профессиональном педагогическом и гуманитарном образовании, по проблемам информатизации профессионального образования и методики обучения информатике и ИКТ. Среди публикаций – монографии, концепции и статьи по проблемам подготовки кадров в области применения ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя, методические рекомендации и книги для учителя по вопросам преподавания информатики, брошюры и нормативно-методические материалы по использованию средств ИКТ в сфере общего и профессионального образования
Является обладателем большого количества премий и наград, в том числе:
- Благодарность Президента Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность (2014 г.).
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2002 г.).
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2009 г.).
- Орден «За вклад в просвещение» Совета по общественным наградам Российской геральдической палаты (2008 г.).
- Медаль Российской академии образования им. В.В. Давыдова (2013 г.).
- Медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2003 г.).
- Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2007 г.).
- Благодарность Министерства образования РФ за плодотворную работу в составе Федерального экспертного совета, весомый вклад в дело совершенствования экспертизы учебных изданий (2002 г.).
- Благодарность Министерства образования и науки РФ в области образования (2008 г.).
Центр осуществляет научно-исследовательскую и координационную деятельность в рамках утвержденной тематики фундаментальных и прикладных научных исследований в области развития отечественной системы информатизации образования и информатизации управления образованием в современных условиях информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации. Центр выполняет 10 проектов по гос. заданию Программы фундаментальных научных исследований РАО на 2013-2020 годы (утвержденно распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г., № 2237-р).
В Центре создана научная школа «Информатизация образования в здоровьесберегающих условиях», достижения которой отмечены в 2009 году Премией Правительства РФ в области образования за цикл научных трудов «Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования России в здоровьесберегающих условиях» (распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2009 г. №. 1246-р, г. Москва).
В Центре осуществляется экспертиза педагогико-эргономического качества и сертификация аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения, основанная на проведения добровольной сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Экспертная деятельность осуществляется сотрудниками Центра, имеющими сертификат эксперта.
В Центре созданы научно-исследовательские лаборатории в университетах и вузах России и СНГ: РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург; ОмГПУ, г. Омск; Приднестровский государственный университет (Молдова); Центр включен в состав Научно образовательного центра «Информационные технологии и системы моделирования» при РГПУ им. Герцена, г. Сакт-Петербург.
В Центре организована опытно-экспериментальная работа с пятью образовательными коллективами России.
Центр осуществляет международное сотрудничество с университетами: Австралийский католический университет – Australian Catolic University (Австралия, г. Мельбурн); Хмельницкий национальный университет (Украина, г. Хмельницкий); Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь).
Ежегодно Центр (как учредитель и соучредитель) проводит более десяти международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций.
Предметом деятельности Центра являются:
- организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований, осуществление научной и научно-технической деятельности, разработок в области информатизации управления образованием;
- исследование научных проблем развития теоретико-методологической базы информатизации управления образованием в условиях глобальной массовой сетевой коммуникации современного общества;
- методологическое обоснование, реализация моделей инновационных и совершенствование существующих педагогических технологий в различных звеньях образования на базе информационных и коммуникационных технологий и технологического инструментария их разработки;
- разработка структуры, содержания и программно-методического обеспечения подготовки научно-педагогических кадров по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
- образовательная деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре, а также по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения в области автоматизации и управления технологическими процессами в образовании, а также в области теории и методики информатизации образования;
- теоретико-методологическое обоснование и организационно-методическое обеспечение здоровьесберегающих условий применения средств информационных и коммуникационных технологий в процессах управления образованием;
- научно-методическое обеспечение автоматизации и управления технологическими процессами в образовании на основе информационных и коммуникационных технологий;
- совершенствование теоретико-методологических и технологических оснований оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, ее эффективного и безопасного использования;
- экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, ее эффективного и безопасного использования;
- научно-методическое обеспечение создания и функционирования информационно-образовательного пространства образовательных учреждений на базе потенциала сетевых информационных ресурсов;
- научно-методическое обеспечение подготовки кадров высшей квалификации через соискательство, аспирантуру, докторантуру и научную стажировку по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
- международное сотрудничество в области информатизации образования.
Центр осуществляет разработку и развитие:
- теоретико-методического обеспечения создания и использования информационных ресурсов системы образования, ориентированного на повышение качества образования, развитие методов и средств автоматизации и робототехники, электронных образовательных ресурса для общего среднего и профессионального образования;
- научно-методической базы автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования, в том числе в области реализации возможностей робототехники, технологии облачных вычислений, систем искусственного интеллекта.
Целями деятельности Центра является:
- осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
- методологическое, научно-педагогическое и технологическое обеспечение развития и совершенствования исследований и разработок в области информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях, осуществление научно-педагогической, научно-технической и инновационной деятельности;
- взаимодействие с научными и образовательными организациями России по проблемам информатизации управления образованием в рамках утвержденной Российской академией образов;
- определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации управления образованием;
- совершенствование теоретико-методологических подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров по программам магистратуры, а также программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (докторантуре), по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения, направленным на постоянное обновление знаний в области информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях.
- фундаментальные и прикладные разработки в рамках утвержденной тематики по проблемам информатизации управления образованием в здоровьесберегающих условиях;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области автоматизации и управления технологическими процессами в образовании в условиях функционирования информационно-образовательного пространства;
- опытно-экспериментальная деятельность по апробации и проверке результатов научных исследований в практике общего, профессионального и дополнительного образования по направлению деятельности Центра;
- научное прогнозирование по направлению деятельности Центра;
- экспертиза педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, с ее последующей сертификацией;
- экспертиза и научно-методическое обеспечение реализации ведомственных и федеральных целевых программ в сфере информатизации образования;
- координационная деятельность по реализации научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в рамках утвержденной тематики фундаментальных и прикладных исследований по проблемам информатизации управления образованием;
- прогностическая деятельность по определению приоритетных и перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации управления образованием;
- образовательная деятельность по подготовке кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), направленная на совершенствование знаний в области информатизации образования, технических и других смежных наук, как основы развития проблем информатизации управления образованием;
- методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования по различным направлениям подготовки;
- интеллектуальная поддержка процессов управления в области образования и обработка данных в организационно-технологических и распределенных системах управления;
- научные и образовательные программы и проектов в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании в здоровьесберегающих условиях.