Логотип Герб
Управляем энергией будущего ...


  ФИЛИАЛ  


  ФГБНУ «ИУО РАО» в г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ



Picture

Филиал в г. Санкт-Петербурге является научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования».


В Филиале пять лабораторий:

  • Лаборатория методологии и прогностики развития педагогического образования.
  • Лаборатория психологических и дидактических исследований педагогического образования.
  • Лаборатория инноватики в педагогическом образовании.
  • Лаборатория теории и технологии общего и профессионального непрерывного образования взрослых.
  • Лаборатория теории формирования единого образовательного пространства СНГ.

Историческая справка

Picture

В 1963 году был основан Научно-исследовательский институт профессионально-технического образования РСФСР, который стал первым научно-исследовательским учреждением в системе профессионально-технического образования страны.

В 1968 году Институт был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования Госпрофобра СССР (ВНИИ профтехобразования).

С 1992 года он входит в структуру Российской академии образования как Институт профессионально-технического образования. За сравнительно короткий срок ВНИИ профтехобразования превратился в ведущее научное учреждение и в течение 40 лет являлся головной научной организацией по исследованию актуальных проблем профессионального образования.

В 2008 году Институт был преобразован в Учреждение Российской академии образования «Институт педагогического образования».

В 2012 институт стал называться Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, в его состав вошли лаборатории реорганизованного Института образования взрослых РАО.

В мае 2015 года в результате реорганизации уже Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования создан филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» в г. Санкт-Петербурге (Приказ Минобрнауки России от 22 мая 2015 г., № 521).


Информация о руководителе
Ирэна Веньяминовна Роберт

Соколова Ирина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, руководитель Базовой организации государств – участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности.

Является автором более 200 научных трудов, монографий, посвященных формированию нового качества профессионального педагогического образования, фундаментальным проблемам обеспечения качества педагогического образования как непрерывного профессионального, методологии исследования педагогического образования, разработчиком новой концепции инварианта естественнонаучного образования педагогов, внедренной в практику работы педагогических вузов. И.И. Соколова была в числе организаторов разработки стандартов высшего педагогического образования второго и третьего поколения, являлась заместителем председателя учебно-методического совета УМО по направлениям педагогического образования при Министерстве образования РФ. В сферу ее интересов входят также информационные технологии в образовании, проектирование образовательных программ высшего педагогического образования нового качества.

Соколова И.И. работала в составе Международной европейской организации преподавателей и исследователей высшей школы (EAIR), занимающейся обеспечением управления качеством высшего образования в рамках болонского процесса, и имеет публикации по этой проблематике за рубежом. Является одним из авторов академического учебника (РАО) для 10 класса «Естествознание». Подготовила в рамках своей научной школы докторов и кандидатов педагогических наук, руководила рядом научно-исследовательских проектов, среди которых: «Разработка критериев эффективности инновационных педагогических технологий в системе многоуровневого высшего педагогического образования», «Разработка аттестационно-педагогических измерительных материалов для оценки качества освоения студентами профессиональных образовательных программ при аттестации учебных заведений», разработка ряда модельных законов в области образования для государств-участников СНГ. Является экспертом федерального уровня в области педагогического образования.

Соколова И.И. награждена государственными и отраслевыми наградами: медаль «К 300-летию Санкт-Петербурга» (2003 г.); серебряная медаль «За вклад в российское просветительство» имени академика И.Ф.Образцова (2009 г.); нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2010 г.); медаль «Подвижнику просвещения имени М.В.Ломоносова» (2011 г.); золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2013 г.).

Основные направления деятельности

Направления работы – комплексные междисциплинарные фундаментальные и прикладные исследования непрерывного педагогического образования, общего и профессионального образования взрослых.

Филиал имеет статус базовой организации Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ) по образованию взрослых и просветительской деятельности, является ассоциированным членом Европейской ассоциации образования взрослых (ЕАЕА).

Практические разработки:

  • модели системы оценки качества среднего профессионального педагогического образования;
  • педагогический инструментарий и технология исследования анализа профессиональных видов деятельности и компетенций педагогических работников образовательных учреждений разных типов;
  • комплекс технологических приемов, реализующих психолого-педагогические механизмы интенсивного обучения;
  • инновационные учебные программы и методические рекомендации, предусматривающие использование новых форм повышения квалификации: дистанционных, тренинговых, дискуссионных и др.;
  • технологии подготовки учителя к реализации новых образовательных стандартов и др.

В практической деятельности Филиал опирается на широкую базу экспериментальных площадок (около 50).

Международная деятельность:

  • договоры о сотрудничестве с образовательными организациями Украины, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Польши, Финляндии.
  • разработка проблем развития отечественного педагогического образования в тесной взаимосвязи с развитием образования в государствах СНГ и ЕврАзЭС.

В план деятельности МПА СНГ включены:

  • создание модельных рекомендаций о подготовке и повышении квалификации педагогических кадров государств Содружества;
  • Международные конференции государств – участников СНГ по теме «Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика».

Проекты:

  • Международный проект с участием Украины и Финляндии по исследованию профессиональной деятельности и компетенций педагогов начального и среднего профессионального образования.
  • Международный проект с участием Канады, Швеции, Норвегии, Финляндии, США «Образование в области оленеводства: этнопедагогическое сопровождение».
  • Благотворительная программа содействия профессиональному и социальному самоопределению детей-сирот в детских учреждениях: «Точка опоры» детского фонда «Виктория».
  • Благотворительная программа ««УРАЛСИБ» дает надежду»: образование – работа – жилье, психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот.
  • Городская программа «Профессия и карьера» (концепция и стратегия развития петербургской школы до 2020/2025 гг.)
  • Совместный проект Комитета по образованию СПб, клуба «Учитель года», СПб ИУО РАО «Сегодня – молодой учитель, завтра – лидер образования».

Перспективные научные разработки:

  • прогностические модели педагогического образования в контексте программы социально-экономического развития страны, мероприятия, направленные на создание единого образовательного пространства государств-участников СНГ в условиях формирования межгосударственной образовательной политики; структура и механизмы формирования фундаментальной базы, ядра содержания современного педагогического образования;
  • программы подготовки к педагогической деятельности работников учебных заведений, не имеющих базового профессионального педагогического образования; основы разработки профессиональных квалификаций педагогических работников; сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы; содержание продуктивного обучения в дополнительном образовании школьников;
  • модели и механизмы развития национально-региональных образовательных пространств в условиях формирования межгосударственной образовательной политики государств-участников СНГ;
  • содержание и технологии неформального образования взрослых в условиях сетевого сообщества;
  • специфика и функции современной практической андрагогики в условиях информационного общества;
  • развития в СНГ партнерских сетей на основе создания ассоциаций педагогов, в т.ч. востребована международная ассоциация в сфере образования взрослых.
  • разработка модельных законов для пространства СНГ; формирование рекомендаций по внедрению инноваций в практику работы образовательных учреждений по развитию нового содержания, форм и технологий в образовании взрослых и в просветительской деятельности в СНГ.
  • Филиал выполняет по договорам с заказчиками: научные исследования; проводит экспертизу педагогических проектов, образовательных программ, учебников и учебно-методических пособий, контрольно-измерительных материалов; осуществляет образовательную деятельность по повышению квалификации педагогических работников.

    Филиал издает рецензируемый журнал «Человек и образование», входящий в список ВАК и индексируемый в базах данных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и European Reference Index for the Humanities (ERIH).

    Основные результаты работы

    Проведены научные исследования по проблемам методологии и теории прогнозирования развития непрерывного педагогического образования; дидактики и профессиологии педагогического образования; самореализации и воспитания личности педагогов; проектирования и использования инновационных систем в педагогическом образовании; мониторинга и оценки качества педагогического образования; андрагогического обеспечения формального и неформального образования взрослых и др., и получены значимые для теории и практики результаты.

    Исследованы:

    • проблемы взаимодействия России с другими государствами СНГ и ЕврАзЭС в сфере управления педагогическим образованием и роль государственной образовательной политики в их решении;
    • способы и формы взаимодействия педагогических вузов и структур управления России и других государств СНГ и ЕврАзЭС, возможности их согласования.

    Разработаны:

    • модельный закон для государств – участников СНГ «О начальном и среднем профессиональном образовании»
    • модельные рекомендации для государств – членов ЕврАзЭС «О подготовке и переподготовке преподавательских кадров».


    Picture

    Ссылка на прежний сайт филиала