ЛАБОРАТОРИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
ФГБНУ «ИУО РАО»
Лаборатория управления образовательными системами является научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования».
Лаборатория была создана в 1992 году. Ее руководителем стал кандидат педагогических наук Николай Данилович Малахов, которого позднее сменила доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Ивановна Пуденко.
В 1992 году в России был принят новый закон «Об образовании», который ознаменовал новый этап в реформировании управления постсоветской системой образования. Многие положения Закона не только требовали изменения практики управления, но и формировали запрос на соответствующие научные исследования. Это касалось построения новой многоуровневой системы управления и разделения полномочий между уровнями, выделения отдельного самостоятельного муниципального уровня управления, государственно-общественного управления образовательными учреждениями, решения задач развития образования. Лаборатория активно включилась в исследования и разработки по всем этим направлениям.
Тематика исследований была актуальной, а результаты востребованы российской практикой образования. В частности, темами научных исследований были: «Модернизация региональных и муниципальных систем управления образованием», «Программно-целевое управление муниципальными и региональными образовательными системами», «Совершенствование организационных форм и методов контроля в образовательных системах», «Социальный заказ муниципальной системе образования», «Управление образованием полиэтнического региона», «Мониторинг состояния и результатов деятельности муниципальных систем общего образования», «Современное состояние и основные проблемы управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в муниципальных системах образования», «Теоретические основы и модели управления профильным обучением и предпрофильной подготовкой в муниципальных образовательных системах», «Стратегическое управление муниципальными образовательными системами», «Управление устойчивым развитием муниципальных и региональных образовательных систем», «Концептуальные основы активизации общественного участия в управлении общим образованием» и др.
Когда в Институте был создан экспертный совет по программам развития образовательных систем и был сформирован обширный банк программ развития образовательных учреждений, сотрудниками Лаборатории проводилась их оценка, консультирование руководителей школ.
На том этапе деятельности Института, когда появилось новое направление – правовое обеспечение управления образованием – представители Лаборатории принимали экспертное участие в подготовке поправок к действующим федеральным законам в области образования, а также входили в рабочую группу по разработке концепции и проекта общей части Кодекса РФ об образовании.
В последние годы внимание исследователей Лаборатории сосредоточено на актуальных проблемах управления общим образованием современного этапа его модернизации. В частности, на проблемах повышения доступности качественного образования и обеспечения эффективности деятельности образовательных организаций. В сетевом журнале «Управление образованием: теория и практика» регулярно публикуются статьи сотрудников Лаборатории, отражающие результаты научных исследований.
С 1999 года и по настоящее время заведующим Лабораторией является доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Ивановна Пуденко.
Окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, получив специализацию в Центре проблем управления народным хозяйством данного факультета. Областью научных интересов стало управление социальными системами.
С 1992 года работает в Институте. За прошедшие годы была научным руководителем 18 тем НИР, входящих в План фундаментальных исследований Российской академии образования, являлась руководителем, координатором и исполнителем в более чем 20 проектах, реализуемых по заказу российских органов власти и управления, российских и зарубежных фондов, в том числе в Приоритетном национальном проекте «Образование» при осуществлении научно-методического и мониторингового сопровождения конкурса школ.
В течение 9 лет совмещала заведование Лабораторией с должностью заместителя директора по опытно-экспериментальной и проектной работе, с деятельностью ученого секретаря диссертационного совета ИУО РАО, являлась членом экспертного совета по экспериментальной деятельности Российской академии образования.
Имеет более 120 публикаций по проблемам управления социальными системами. Входит в состав редакционного совета сетевого издания Института: электронного журнала «Управление образованием: теория и практика».
За свою работу награждена ведомственной наградой: медалью им. К.Д. Ушинского.
Одним из важных направлений своей деятельности Лаборатория считает укрепление связей между наукой и практикой образования за счет разработки научно-методического обеспечения процессов развития российского образования в части внедрения инновационных моделей и инструментов управления, совершенствования нормативной правовой базы в сфере образования.
Осуществляя прикладные разработки, Лаборатория исходит из безусловной необходимости соблюдения следующих принципов:
- содействие развитию процессов демократизации российского образования, повышению возможностей участия общественности в принятии управленческих решений;
- вариативности моделей управления, обеспечивающих учет специфики территорий и регионов при сохранении и укреплении единого образовательного пространства Российской Федерации;
- ориентации управления на создание условий, обеспечивающих повышение доступности качественного образования вне зависимости от территориальных, экономических и социокультурных факторов;
- ориентация управления на обеспечение развития образовательных систем любого уровня.
Одним из направлений работы Лаборатории является экспертная деятельность. Объектами экспертизы в разное время выступали программы развития образовательных организаций и систем образования, научные разработки и проекты сторонних организаций, направленные на совершенствование организационных моделей в системах общего и дошкольного образования, проекты нормативных правовых актов и т.п.
Осуществляется консультационная деятельность по вопросам управления образовательными организациями и системами образования, внедрения различных новаций в управленческую деятельность.
Сотрудники Лаборатории реализуют также образовательную деятельность в рамках дополнительного профессионального образования руководителей организаций и специалистов органов управления образованием различных территорий.
Основной целью деятельности Лаборатории является осуществление научных исследований и разработок в проблемной области управления системами образования разных уровней: федерального, регионального и муниципального. Поскольку образовательные организации являются составной частью систем образования, Лаборатория включает в область своих научных интересов и различные аспекты управления образовательными организациями.
Объектами исследований и разработок выступают:
- эффективные модели, механизмы и инструменты управления образовательными системами и образовательными организациями с учетом целей и задач проводимой модернизации;
- управление процессами развития систем образования разного уровня;
- актуальные задачи управления муниципальными системами образования. Инновации в муниципальных моделях и механизмах управления образованием;
- актуальные задачи управления региональными системами образования и механизмы их решения;
- современные модели и механизмы государственно-общественного управления образованием;
Многолетняя деятельность Лаборатории в период активного реформирования системы управления российским образованием, внедрения программно-целевого подхода и соответствующих инструментов управления образовательными организациями и системами, сформировала научный потенциал и прикладные компетенции в сфере разработки, оценки и мониторинга реализации программ развития образования и иных целевых программ, обеспечивающих решение сложных комплексных проблем образования (например, развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования).
Создано научно-методическое обеспечение и разработан инструментарий оценки эффективности деятельности при переходе к эффективному контракту с сотрудниками образовательных организаций.
Разработана методика проведения самоаудита состояния и перспектив развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования.
Создана и продолжает разрабатываться научно-методическая база для организации общественной экспертизы в системе оценки качества общего образования.
По всем этим вопросам проводится экспертный анализ регламентирующих документов, практики управления и осуществляется консультирование руководителей образовательных организаций, муниципальных систем образования.