Логотип Герб
Управляем энергией будущего ...


    Цель, направления и виды деятельности    




Picture

Широкий круг исследований ведется в области теории управления образованием, которая в настоящее время представляет собой интенсивно развивающуюся практико-ориентированную область научного знания, активно ассимилирующую общеуправленческие подходы и разрабатывающую на их основе специальные модели и методы для повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования.


Сложная структура целостной российской системы образования – четыре законодательно закрепленных уровня управления, многоуровневость образовательных программ (от дошкольного до высшего профессионального образования), формирующих множество «особенных» подсистем, а также многообразие управленческих задач, обеспечивающих функционирование и развитие этих подсистем, объективно обуславливают значительную широту проблемного поля для исследований. Основным принципом определения тематики научных исследований ФГБНУ «ИУО РАО» является выявление наиболее актуальных проблем управления образованием и выбор среди них тех, решение которых в наибольшей степени обеспечено имеющимся научным потенциалом.


Ключевые направления деятельности:

  • 1. Теоретические и прикладные аспекты управления образовательными системами и организациями;
  • 2. Информационные технологии и ресурсы повышения качества и эффективности деятельности в сфере образования;
  • 3. Развитие непрерывного педагогического образования и образования взрослых в контексте межгосударственной образовательной политики стран-участниц СНГ;
  • 4. Социологические исследования для принятия управленческих решений в сфере образования;
  • 5. Нормативно-правовое обеспечение регулирования отношений в сфере образования.




Комплексность деятельности Института определяется реализацией следующих ее видов:

  • фундаментальные научные и прикладные исследования и разработки;
  • подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура, диссертационный совет);
  • образовательная деятельность (дополнительное профессиональное образование);
  • экспертная деятельность (независимая экспертиза проектов нормативных правовых актов, образовательных программ и программно-методических комплексов, инновационных проектов, программ развития и иных проектов и программ, эффективности образовательных организаций и систем, сертификация и др.);
  • издательская деятельность;
  • мониторинговые исследования (в том числе, формирование и ведение баз данных);
  • консалтинговая деятельность;
  • предпринимательская деятельность.


Основной целью деятельности Института
Picture

является научно-методическое обеспечение развития экономики образования, образовательного права и управления в сфере образования, повышение компетентности руководителей образования в этих областях.

Образовательное право формируется в настоящее время в качестве новой самостоятельной отрасли права, имеющего собственный предмет и метод правового регулирования.
Picture

Основными направлениями исследований в области образовательного права являются кодификация образовательного законодательства и обоснование изменений и дополнений законодательной базы образования, направленных на устранение отдельных противоречий, пробелов и дублирования в правовом регулировании образовательных отношений.

В рамках правового обеспечения развития образования создан задел для проведения научных исследований и разработок по созданию единого, целостного механизма правового регулирования отношений в сфере образования на базе уже сложившихся и эффективно действующих правовых институтов образовательного законодательства. Осуществлен ряд работ, направленных на разработку концепции и проекта общей части Кодекса РФ об образовании, закрепляющего основы нормативно-правового регулирования образовательных отношений. Разработаны теоретические основы совершенствования правового регулирования государственного управления системой образования. Созданы теоретические основы и методы совершенствования правового регулирования государственного управления системой образования, правовой ответственности и правовой защиты участников образовательного процесса, а также совершенствования нормативной правовой базы участия общественности в управлении образованием.

Ученые ФГБНУ «ИУО РАО» принимали непосредственное участие в подготовке ряда законопроектов, внесенных на рассмотрение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В области экономики образования основное внимание в исследованиях Института
Picture

уделяется фундаментальным и прикладным проблемам создания отраслевой экономической модели, адекватной условиям формирующегося социально ориентированного рынка. Объектами исследований и разработок выступают: модель организации экономических отношений в образовании, построенная на сочетании рыночных механизмов с государственным регулированием экономических процессов; средства модернизации механизмов распределения финансовых ресурсов в отрасли; методология и технология экономического обоснования педагогических и организационных нововведений в образовании; концептуальные основы, основные параметры, принципы и задачи построения системы эффективного управления экономикой образования.

Институт выполняет фундаментальные и прикладные исследования по проблемам управления экономическими ресурсами системы образования. В настоящее время созданы:

  • теоретико-методологические основы кадровой политики в системе высшего образования, ориентированной на социокультурные, социально-экономические и научно-технологические приоритеты в развитии российского общества в среднесрочной перспективе;
  • концепция государственной кадровой политики в системе высшего образования и технология мониторинга развития кадрового потенциала вуза;
  • механизмы совершенствования системы экономической поддержки доступа граждан к высшему образованию.
В области подготовки управленческих кадров системы образования

ведется разработка содержания и эффективных технологий обучения руководителей, направленных на повышение их правовой, экономической и управленческой компетентности.

В институте разработана обобщенная модель дистанционного обучения руководителей образования, сочетающая высокую технологизацию и индивидуализацию учебного процесса, управляемого на основе контролируемых целей и включающего проблемные формы работы обучающихся. На ее основе разрабатываются средства построения конкретных систем дистанционного обучения, способных передавать знания обучающимся и формировать у них умения применять эти знания, как на репродуктивном уровне, так и в проблемных ситуациях.

Одним из приоритетов ФГБНУ «ИУО РАО» является интеграция научной деятельности с практикой управления образовательными системами всех уровней и совершенствования экономических механизмов в сфере образования, а также с законотворческим процессом. Интеграция осуществляется в виде:

  • совместного выполнения опытно-экспериментальной работы и внедрения результатов научно-исследовательской работы;
  • участия научных сотрудников ФГБНУ «ИУО РАО» в образовательном процессе (в вузах, послевузовском дополнительном образовании);
  • разработки и передачи в практику учебно-методических и научно-методических материалов;
  • консультационного сопровождения процессов управления образовательными учреждениями и системами образования муниципального уровня;
  • совместного выполнения прикладных проектов;
  • проведения научно-практических семинаров, круглых столов, конференций.

Опытно-экспериментальная работа Института осуществляется с целью практической проверки научных гипотез и наиболее значимых результатов, полученных в ходе теоретических исследований, формирования предпосылок для широкого внедрения в практику деятельности органов управления образованием всех уровней научно-методических рекомендаций, разработанных коллективами лабораторий Института.


Picture Picture Picture

Научно-исследовательские и экспериментальные работы ведутся при тесном научном и практическом сотрудничестве с отраслевыми комитетами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, научными учреждениями, вузами, а также с региональными и муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями.