Логотип Герб
Управляем энергией будущего ...


   ЦЕНТР   


  СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБНУ «ИУО РАО»



Picture

Центр социологии образования является научным структурным подразделением федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования».



Центр включает четыре лаборатории:

  • Лаборатория теоретических и методологических проблем социологии образования.
  • Лаборатория мониторинговых социологических исследований в образовании.
  • Лаборатория социологии дошкольного воспитания.
  • Лаборатория социокультуных проблем образования и воспитания.

Центр осуществляет научно-исследовательскую и координационную деятельность, а также методологическое, научно-теоретическое и методическое обеспечение социологических исследований, направленных на поддержание функционирования и развитие сферы образования в рамках утвержденной тематики фундаментальных и прикладных научных исследований.



Историческая справка

Picture

В 1992 году был создан Центр социологии образования Российской академии образования (приказ РАО от 07.12.1992 г. №62).

В 2002 году Центр социологии образования Российской академии образования переименован в Государственное научное учреждение «Центр социологии образования Российской академией образования» (постановление Президиума РАО от 25.12.2002 г., протокол №10).

В 2008 году Государственное научное учреждение «Центр социологии образования Российской академией образования» переименовано в Учреждение Российской академии образования «Институт социологии образования» (постановление Президиума РАО, протокол от 3 апреля 2008 г. №4).

В 2011 году Учреждение Российской академии образования «Институт социологии образования» переименовано в Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» (приказ РАО от 16 декабря 2011 г. №99)

В 2014 году Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» переименовано в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт социологии образования Российской академии образования» (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. №1163).

С декабря 2014 г. в связи с реорганизацией в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Институт управления образованием Российской академии образования» (приказ Минобрнауки России от 05 декабря 2014 г.) федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт социологии образования Российской академии образования» было преобразовано в Центр социологии образования.





Информация о руководителе
Собкин Владимир Самуилович

Собкин Владимир Самуилович – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ.

Родился 10 сентября 1948 года в Москве. Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1972 году. В 1982 году защитил кандидатскую, а в 1997 г. докторскую диссертацию. В 2004 году присвоено ученое звание профессора. В 1992 году избран членом-корреспондентом, а в 2001 году академиком Российской академии образования. С 1974 года работал в НИИ художественного воспитания АПН СССР младшим научным, старшим научным сотрудником в лаборатории «Социологических исследований». С 1988 года заместитель руководителя ВНИК «Школа», руководитель лаборатории «Педагогической социологии». В 1991 году назначен на должность заместителя директора Центра педагогических инноваций АПН СССР. С 1990 по 1992 год советник министра образования РФ, руководитель социологической службы министерства и член коллегии Министерства образования РФ. С 1992 года по март 2014 года директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт социологии образования Российской академии образования».

Автор более 600 научных трудов, из них более 20 монографий. Три монографии переведены на английский язык и изданы в США. С 1992 года по настоящее время автор, составитель и научный редактор 29 выпусков научной серии «Труды по социологии образования», общим объемом более 700 п.л. За последние пять лет опубликовано в ведущих отечественных научных журналах более 220 научных статей, из них 12 за рубежом.

Под научной редакцией изданы переводы монографий ряда зарубежных авторов (П. Далина и В. Руста (1994), Э. Дюркгейма (1996), Т. Попкевица (1998).

Результаты исследований были доложены более чем на 250 общероссийских и международных (Великобритания, Венгрия, Израиль, Латвия, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция и др.) научных конференциях.

Под научным руководством защищены 13 кандидатских диссертаций. В настоящее время научный руководитель 4 диссертационных работ.

Член советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по психологии (МГУ, МПГУ). Общий стаж педагогической деятельности 37 лет.

Отмечен премиями и наградами:

  • Премия Президента РФ в области образования за 2001 г.
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени» (2004 г.).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (2008 г.).
  • Присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2008 г.).
  • Медаль им. К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (1998 г.).
  • Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» (2013 г.).
  • Медаль им. Г.И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2007 г.)
  • Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2008 г.).
  • Медаль Российской академии образования им. В.В. Давыдова (2013 г.).


Наукометрические показатели:

Специализация – социология образования, социальная и возрастная психология, социология культуры.

  • Число публикаций, индексируемых в международных информационно-аналитических системах научного цитирования: Web of Science – 45; Scopus – 26.
  • Число цитирований статей, индексируемых в международных информационно-аналитических системах научного цитирования: Web of Science – 18; Scopus – 8.
  • Индекс Хирша: Web of Science – 2; Scopus – 2.
  • Совокупный импакт-фактор статей: 4.00
  • Число публикаций, индексируемых в РИНЦ – 274
  • Число цитирований статей, индексируемых в РИНЦ – 2113
  • Индекс Хирша в РИНЦ – 17

Список трудов

Список трудов руководителя центра





Основные направления деятельности

Предметом деятельности Центра являются:

  • исследования социокультурных закономерностей, определяющих динамику институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования;
  • выявление социологических и социально-психологических факторов, определяющих функционирование учебной деятельности и процессов воспитания в современных социокультурных условиях;
  • научно-методологическое обоснование научно-исследовательских программ и проектов в сфере социологии образования и смежных областях знания;
  • научное обоснование состава, структуры и содержания методического обеспечения по подготовке кадров в области социологии образования.

Основные виды деятельности, которые Центр вправе осуществлять в рамках государственного задания в соответствии с целями, для достижения которых он создан:

  • решение теоретических и прикладных проблем в области социологии образования;
  • проведение фундаментальных и прикладных исследований в области социологии образования и смежных дисциплин;
  • осуществление проектных исследований и разработок в области социологии образования;
  • участие в научном обеспечении государственной образовательной политики путем социологического обоснования социальных целей, задач, параметров и индикаторов при разработке стратегических программ развития образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
  • обработка данных социологических исследований с применением технического и программного обеспечения;
  • создание и поддержание баз данных социологических исследований;
  • организация и проведение социологических мониторингов по результатам реализации стратегических программ в сфере образования;
  • создание и апробирование образовательных проектов различных видов и типов по профилю деятельности Центра;
  • реализация результатов фундаментальных и прикладных исследований Центра;
  • осуществление послевузовского профессионального образования (внутриведомственная очно/заочная аспирантура в рамках общей аспирантуры ФГБНУ «ИУО РАО») по проблемам, соответствующим целям деятельности Центра.

Виды деятельности, которые Центр вправе оказывать сверх государственного задания, в частности на коммерческой основе, для юридических и физических лиц и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях:

  • ведение научных исследований и разработок в области общественных и гуманитарных наук (фундаментальные и прикладные научные исследования и экспериментальные разработки) по профилю деятельности Центра;
  • осуществление научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности по профилю деятельности Центра;
  • участие в осуществлении обучения, подготовки и повышения квалификации научных и практических работников, в том числе иностранных (соискательство, аспирантура, докторантура, стажировка и т.д.) по профилю деятельности Центра;
  • участие в организации и проведении профессиональной подготовки и переподготовки научных, педагогических кадров, а также подготовки руководителей образовательных учреждений по профилю деятельности Центра;
  • участие в подготовке, переподготовке, повышении квалификации кадров по программам начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования по профилю деятельности Центра;
  • участие в организации, проведении и обеспечении коллективных и индивидуальных стажировок научных сотрудников, аспирантов по профилю деятельности Центра;
  • организация и проведение теоретических, научно-практических, культурно-просветительных и организационных мероприятий (семинары, конференции, симпозиумы, выставки и т.п.), в том числе международных, и участие в них по профилю деятельности Центра;
  • участие в осуществлении издательской по профилю деятельности Центра в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом Учредителя и настоящим Положением;
  • организация и проведение в установленном порядке научной экспертизы исследовательских работ, инноваций, программ и проектов профилю деятельности Центра;
  • организация и проведение рецензирования публикаций по профилю деятельности Центра;
  • осуществление обучения, научного консультирования в области социокультурных проблем образования по профилю деятельности Центра;
  • заключение договоров о сотрудничестве и проведении научно-методических и внедренческих работ с заинтересованными лицами, внедрение и сопровождение внедрения своих научных разработок и разработок третьих лиц по договорам с ними по профилю деятельности Центра;
  • привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств российских и иностранных инвесторов в научные, образовательные и иные проекты по профилю деятельности Центра;
  • вступление в ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования;
  • участие в экспертизе, аттестации и аккредитации образовательных учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования по профилю деятельности Центра
  • осуществление проектной деятельности в рамках хоздоговорных научно-исследовательских работ по профилю деятельности Центра
  • предоставление прочих видов услуг: патентно-лицензионных, маркетинговых; исследованию конъюнктуры рынка; выявлению общественного мнения по профилю деятельности Центра;
  • осуществление любых других видов приносящей доход деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации в соответствии с уставом ФГБНУ ИУО РАО.


Основные цели научно-исследовательской работы.

  • методологическое, научно-теоретическое и методическое обеспечение социологических исследований, направленных на поддержание функционирования и развитие сферы образования;
  • взаимодействие с российскими и зарубежными научными и образовательными учреждениями и организациями по проблемам социологии образования;
  • определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области социокультурных проблем образования;
  • совершенствование подготовки кадров высшей квалификации по исследованию социокультурных проблем образования.


Основные результаты работы

Основные научные направления, по которым Центр проводил социологические исследования за прошедшие 20 лет:

  • Социокультурные проблемы институциональных и функциональных трансформаций в сфере образования.
  • Социальные проблемы неравенства доступа к получению качественного образования.
  • Социокультурная типология региональных образовательных систем современной России.
  • Ценностные ориентации и отношение к образованию школьников и учащейся молодежи в современной социокультурной ситуации.
  • Ценностные ориентации и отношение к дошкольному воспитанию воспитателей детских садов и родителей.
  • Национальная и этническая толерантность в современной подростковой и молодежной субкультуре.
  • Изучение политических ориентаций учащихся общеобразовательных школ и ПТУ.
  • Социальные проблемы влияния художественной культуры и СМИ на сферу образования.
  • Социальные факторы, определяющие использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в сфере образования.
  • Учительство как профессиональная группа: динамика социокультурных трансформаций.

Всего за 20 лет пометодикам, разработанным в ходе исследований, было опрошено более 100 000 респондентов (учащихся, учителей, родителей, администраторов). Под собственной редакцией было опубликовано под собственной редакцией 51 издание (монографии, сборники научных статей, брошюры и т.д.) с результатами научных исследований.

Общий объем изданий составляет более 930 п.л. Ежегодно материалы и результаты исследований Института публиковались в «Трудах по социологии образования». За эти годы опубликовано 29 выпусков.

За время работы сотрудниками Центра было опубликовано более 500 статей в научных журналах, в том числе зарубежных, и изданиях рекомендованных ВАК, сделано более 200 докладов на международных, российских и межрегиональных конференциях.

В своей научной деятельности Центр осуществляет постоянные партнерские отношения более чем с 30 федеральными и региональными учреждениями управления образованием, научными сообществами, фондами, учреждениями и организациями, дошкольными, средними, средними и высшими профессиональными учреждениями образования.

Коллектив научных сотрудников под руководством В.С. Собкина в 2001 году был удостоен Премии Президента РФ в области образования.



Ссылка на прежний сайт Центра